Бесполетная зона — не единственный способ помочь.
Всем уже стало ясно, что НАТО не собирается рисковать третьей мировой войной, вводя бесполетную зону в воздушном пространстве Украины.
Но, возможно, дебаты о бесполетной зоне отвлекли внимание от других действий, которые Канада — и то, что президент России Владимир Путин называет «коллективным Западом» — могли бы предпринять, чтобы помочь спасти Украину.
На протяжении многих лет Канада оказывала Украине значительную помощь. После аннексии Крыма Канада запустила программу подготовки украинских войск Operation Unifier и предоставила нелетальную помощь — а в последнее время и летальное военное снаряжение — из своих скудных запасов. Канада также была одной из самых активных стран, когда речь шла о санкциях против России.
Но есть и другие вещи, которые Канада и НАТО могли бы сделать, чтобы помочь Украине.
Операция по отвлечению внимания
Россия уже направила значительную часть своей боевой мощи в Украину — но у нее еще есть резерв, распределенный по ее огромной территории.
Российские граждане в сибирских городах, таких как Красноярск, фиксируют длинные поезда, везущие российскую бронетехнику на запад, в сторону Украины.
Может ли НАТО сделать что-нибудь, чтобы сорвать или воспрепятствовать переброске подкреплений в Украину? Может — путем отвлечения внимания.
Если НАТО проведет совместные учения с Японией вблизи спорных Курильских островов у тихоокеанского побережья России, Россия может быть гораздо менее заинтересована в том, чтобы лишить этот регион своих оборонительных сооружений для усиления своих сил в Украине.
НАТО также может провести маневры в Балтийском регионе, чтобы отговорить Россию от переброски сил из Северного военного округа.
Если НАТО действительно захочет расширить границы, он мог бы провести учения в западной части Черного моря, у берегов стран-членов НАТО — Румынии и Болгарии. Это означало бы, что российским кораблям, которые сейчас собираются у Одессы и обстреливают побережье — очевидно, готовясь к десанту — придется действовать в условиях, когда военные корабли и самолеты НАТО находятся прямо у них за спиной.
Держать их в напряжении
«Это, безусловно, одна из тактик, которую будет рассматривать НАТО», — сказал Кристиан Лейпрехт из Королевского военного колледжа Канады.
«Черное море — это очень серьезный и реальный вариант. У Румынии есть все основания сказать: «Русские обстреливают украинское побережье. Что мы делаем для защиты нашего побережья?»».
Лейпрехт сказал, что блок НАТО должен предупредить Россию об учениях. «Обычно о них объявляют за год до начала», — сказал он. «Это дает им время для сокращения сил».
Вместо этого, по его словам, НАТО следует использовать новые войска, перебрасываемые для защиты восточного фланга альянса, и быть «более спонтанными, чтобы держать их в напряжении».
«Это заставит Россию держать свои силы в других местах».
Риск
Эта стратегия рисковая. Она играет на том, что военные учения могут стать прикрытием для вторжения — эту угрозу Путин понимает лучше, чем кто-либо другой, поскольку сам недавно использовал эту тактику.
Но когда соперничающие силы находятся в непосредственной близости друг от друга в периоды повышенной напряженности, всегда существует риск насилия.
Это особенно актуально в Черном море, где российское военно-морское командование уже находится на взводе.
Путин также может решить интерпретировать любые учения НАТО на его границах как нападение, чтобы оправдать развязывание войны с НАТО. Такое действие может быть нерациональным, но есть сомнения в том, насколько рационально сейчас мыслит Путин.
«Учения НАТО у российских границ могут быть использованы Россией для ответных действий и эскалации, если Путин решит, что эскалация в его интересах», — говорит Иван Качановский, политолог из Университета Оттавы, который много писал о конфликте в родной Украине.
Военно-полевые госпитали (англ. MASH; Mobile Army Surgical Hospital) на границе
Одна из стратегий, которая с меньшей вероятностью приведет к расширению войны, заключается в создании военных госпиталей на границах Украины с территорией альянса в Польше, Словакии и Румынии.
Там украинских солдат можно было бы лечить и, по возможности, возвращать в бой, спасая жизни и снимая огромное бремя с украинской армии.
Украинские солдаты умирают от ран, которые можно было бы лечить в лучших условиях.
Эта акция была бы по сути гуманитарной — и России трудно представить ее как провокацию.
Такие госпитали также позволили бы самым маленьким членам НАТО, таким как Албания, внести ощутимый вклад.
«Я подозреваю, что это произойдет. Потому что нам нужно будет поддерживать мотивацию украинских солдат, а госпитали станут поддержкой», — сказал Лейпрехт. «Этих полевых госпиталей достаточно, чтобы организовать их на каждой из границ Украины».
Деньги за нефть и газ
Бесполетная зона — не единственная тактика, которая сейчас кажется недоступной для союзников Украины. Другая тактика — это прекращение Европой всех закупок нефти и газа у России.
С момента начала вторжения 24 февраля европейские страны предоставили Украине помощь на сотни миллионов долларов. За тот же период многие из этих стран заплатили России за ископаемое топливо в общей сложности более 20 миллиардов долларов.
В статье, опубликованной в четверг в New York Times, советник президента Украины Владимира Зеленского по экономическим вопросам Олег Устенко пожаловался, что «война Путина окупает себя», и попросил ввести дополнительные санкции против компаний, которые поставляют или обрабатывают российские нефть и газ.
«Тем временем, — писал Устенко, — платежи за российский газ должны поступать на эскроу-счета, чтобы вырученные средства не могли быть использованы для покупки оружия. Это стандартная практика при наличии санкций».
Но у этого предложения есть серьезная проблема — оно рискует расколоть западный альянс.
Германия и некоторые другие члены ЕС дали понять, что они не будут просить своих граждан мерзнуть в темноте ради Украины. Даже Польша, где, похоже, все население мобилизовалось в поддержку украинцев, продолжает покупать энергию у России.
По словам Качановского, европейцы знают, что их позиция слаба.
«Россия просто прекратит поставки природного газа в Западную Европу и другие страны ЕС, такие как Польша и Словакия», — сказал он. «Это привело бы к очень негативным последствиям для этих стран».
«Недавно, — добавил он, — Путин выдвинул требование, чтобы покупатели природного газа из России платили в рублях в попытке поддержать падающую валюту своей страны — еще один признак того, что Путин считает, что Москва держит карты в руках, когда дело касается энергетической дипломатии».
Его может ждать неприятный сюрприз. Премьер-министр Словении заявил в четверг, что, по его мнению, «никто в Европе не знает, как выглядят рубли. Никто не будет платить в рублях».
На данный момент, похоже, что отлучение Европы от российских нефти и газа — это долгосрочное предложение.
Начать сейчас собирать деньги на восстановление
Как и все войны, эта когда-нибудь закончится. По словам Качановского, украинцы рассчитывают на что-то вроде плана Маршалла для своей страны — масштабное вливание иностранного капитала для финансирования послевоенного восстановления страны.
Но усилия по восстановлению не обязательно должны начинаться и заканчиваться национальными правительствами. Сбор средств на восстановление также не обязательно должен начаться, когда прекратится стрельба. Это можно начать делать уже сейчас.
Опыт таких катастроф, как землетрясение в Порт-о-Пренсе в 2010 году, показывает, что очень большие суммы денег могут быть собраны вне государственных казначейств, если правительства используют такие изобретательные механизмы, как сопоставление частных пожертвований доллар к доллару.
Такие украинские города, как Ирпень и Николаев, были вынуждены взорвать свои собственные мосты, чтобы остановить российское продвижение. Решение в таких случаях очевидно: восстановить мост.
Вместо того чтобы ждать действий Оттавы, канадские провинции и муниципалитеты, корпорации и профсоюзы, ассоциации и группы частных лиц могли бы взять на себя обязательства по восстановлению какой-либо одной достопримечательности.
Два европейских правительства показали один из способов сделать это. Италия обязалась восстановить Мариупольский театр, жестоко разбомбленный российскими военными самолетами, в то время как сотни мирных жителей укрывались внутри. А Греция обязалась помочь Мариуполю с новым родильным домом.
Модель масштабируема: она может быть как большой, как аэропорт, так и маленькой, как детский сад. Федеральное правительство могло бы помочь, обеспечив, чтобы такие усилия рассматривались как благотворительные пожертвования.
«Было бы очень полезно получить доступ к частным деньгам», — говорит Катчановски, указывая на частные усилия по сбору средств, которые уже собрали значительные суммы денег, например, организованные американкой украинского происхождения Милой Кунис.
Читайте по теме:
- В Канаде некоторые супермаркеты убирают с полок российские продукты
- Канада увеличит экспорт нефти, чтобы заместить в ЕС сырье из России
- Не только украинцы хотят приехать в Канаду. Россияне, недовольные властью, тоже интересуется этим вопросом
- Канада запретила вещание российских телеканалов RT и RT France
- Ужасная трагедия: мать намеренно прыгнула в Ниагарский водопад с двумя детьми, поиски не увенчались успехом
- «Дверь не могла захлопнуться»: Люди не верят в случайную смерть 19-летней сотрудницы Walmart
- Праздники в Канаде 2024: Особенности, выходные дни
- Канада переходит на зимнее время: Когда переводить часы
- День памяти в Канаде (Remembrance Day): История, Факты
- Инфляция в Канаде замедлилась до 7%, но цены на продукты продолжают расти
- Трюдо заявил, что Россия должна ответить за «геноцид» украинских детей
Комментарии