Когда 6-летний сын Кэтрин Маккиссок, которого зовут Кэмерон, не захотел играть во дворе своего дома в Ошаве, Онтарио, этим летом, она решила, что он просто устал. Но потом у него поднялась температура, и он стал закрывать голову руками. Маккиссок почувствовала, что что-то серьезно не так.
В итоге у Кэмерона были диагностированы менингит и энцефалит — две опасные формы воспаления мозга, и он провел месяц в больнице Торонто. Медики не знали, почему заболел её сын, пока позже в лабораторных анализах не был обнаружен виновник, о котором Маккиссок никогда раньше не слышала: Jamestown Canyon, вирусная инфекция, переносимая комарами.
Маккиссок была ошеломлена. «Они спросили нас, путешествовали ли мы, ездили ли куда-нибудь или делали ли что-нибудь», — сказала она. «А мы ответили, что единственное место, где мы были, — это наш задний двор».
Читайте по теме:
Пять миллионов пчёл устроили хаос на дороге в Канаде — подробности ДТП и фото
31.08.2023
«Шершни-убийцы» — новые обитатели США и некоторых частей Канады
04.05.2020
По данным федеральных служб, этот вид заболевания нечасто встречается в Канаде. Однако ученые предупреждают, что число инфекций, передаваемых насекомыми, растет по всей Северной Америке, чему отчасти способствуют более высокие температуры, помогающие комарам и клещам выживать на севере и в течение более длительного времени.
«Мы наблюдаем более короткие зимы, не такие холодные, и, в основном, увеличение численности насекомых, которые могут переносить эти инфекции», — говорит доктор Исаак Богоч, специалист по инфекционным заболеваниям из University Health Network в Торонто.
Некоторые из них становятся все более привычными для канадцев, например болезнь Лайма и вирус Западного Нила. Но и менее известные заболевания, распространяемые комарами и клещами, могут встречаться всё чаще, а ограниченная осведомленность и наблюдение означают, что официальные данные могут быть вершиной айсберга.
Количество инфекций растет, но о них не сообщается
К трансмиссивным заболеваниям относятся различные болезни, то есть любые инфекции, передающиеся человеку от кровососущих насекомых.
В последние десятилетия ученые стали чаще наблюдать распространение вируса в городах, за пределами типичных ареалов обитания насекомых, говорит доктор Амила Хендения, врач по клиническим инфекционным заболеваниям из регионального управления здравоохранения Виннипега и доцент Университета Манитобы.
Болезнь Западного Нила — вирусная инфекция, переносимая комарами и иногда вызывающая опасные для жизни заболевания, — была впервые выявлена в Канаде два десятилетия назад. С тех пор число случаев заболевания росло и менялось: от нескольких в течение года до более чем 2400 в особенно неблагоприятный сезон 2007 года.
Расширяется и перечень клещей, способных распространять болезнь Лайма, а также повышается осведомленность о поддающейся лечению изнурительной бактериальной инфекции. Это приводит к тому, что количество зарегистрированных случаев достигает новых высот, показывают федеральные данные, с более чем 3 тыс. известных инфекций по всей Канаде в 2021 году, последний год с полными данными.
По словам Богоча, эти цифры могут быть занижены, хотя ученые и специалисты в области общественного здравоохранения все чаще проводят обследования пациентов и обследования населения на насекомых, чтобы восполнить пробел в данных.
Ученые также ожидают усиления распространения других новых угроз, связанных с клещами, таких как анаплазмоз, бактериальная инфекция, похожая на Лайм, и вирус Повассан, получивший свое название от города Онтарио, где он был впервые обнаружен у пятилетнего ребенка, умершего от воспаления мозга в 1958 году.
В Онтарио уже появились эти заболевания, передаваемые клещами. В июле этого года были зафиксированы — анаплазмоз, Повассан и паразитарное заболевание, называемое бабезиозом.
В Манитобе, где с 2017 г. фиксируются случаи анаплазмоза, обычно регистрируется несколько случаев заражения людей в год, но поскольку эти заболевания пока не подлежат общенациональной регистрации, последствия для всей страны остаются неясными.
Доктор Дик Зоутман, специалист по инфекционным заболеваниям из Queen’s University в Кингстоне (Онтарио), предостерегает от излишней самоуверенности, несмотря на то, что официальные цифры остаются небольшими.
«Конечно, все начинается именно так», — сказал он. «А как это будет выглядеть через пять лет, мы можем только предполагать, но мы видели, как болезнь Лайма просто прогремела на всю Канаду».
Остаются ли легкие инфекции незамеченными?
Существует также вероятность того, что «редкие» заболевания уже менее редки, чем считалось ранее, поскольку более легкие случаи могут оставаться незамеченными.
Согласно последним доступным данным, в 2018 г. в Канаде только 72 раза были зарегистрированы инфекции, связанные с вирусами «калифорнийской серогруппы», к которым относится Jamestown Canyon.
Одно из исследований в Новой Шотландии, опубликованное в журнале Emerging Infectious Diseases в 2018 году, рисует поразительную картину потенциального риска.
Хотя официальной программы наблюдения за Джеймстаунским каньоном в этой провинции не существует, исследователи, проанализировавшие образцы крови оленей и людей, обнаружили, что примерно 88% исследованных оленей были инфицированы вирусом — наряду с более чем 20% человеческой популяции. Исследователи пришли к выводу, что этот вирус может быть «недостаточно признанной причиной заболевания».
Учитывая возможность более широкого распространения различных новых патогенов, канадский подход к сбору данных вызывает озабоченность, подчеркнули некоторые ученые.
Связь с изменением климата
Растущее число исследований подтверждает теорию о том, что изменение климата является ключевым фактором в распространении многих заболеваний, передаваемых насекомыми.
Ученые предполагают, что повышение температуры приводит к увеличению продолжительности сезона для некоторых клещей, в результате чего увеличивается количество месяцев в году, пригодных для передачи различных болезней. Одно из лабораторных исследований, проведенное в 2021 г., показало, что клещи, обитающие в умеренном климате, при повышении температуры в два раза чаще кусают людей, а не собак.
Другое исследование, опубликованное ранее в этом году учеными из Франции, показало, что тигровый комар, расширяя свой природный регион, может приспособиться к передаче вируса с той же эффективностью при температуре 20 °C, что и при 28 °C, способствуя распространению заболевания, вызывающего изнурительные боли в суставах и не имеющего утвержденного лечения или вакцины.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде: небольшое повышение температуры способствует миграции и процветанию популяций насекомых дальше на север, чем раньше. По данным Министерства охраны окружающей среды и изменения климата Канады, среднегодовая температура в Канаде с 1948 по 2021 год уже повысилась на 1,9 °C, и, по прогнозам, будет повышаться гораздо сильнее в зависимости от того, насколько быстро будут сокращены глобальные выбросы.
Географическая зона, пригодная для обитания клещей, переносящих Лайм, постоянно расширяется и теперь простирается на восток от Манитобы, сообщили представители органов здравоохранения в начале этого лета. Обычно климат в этих местах был более холодным, поэтому клещам было труднее найти подходящих хозяев для питания, и в конце концов они погибали от голода. Но теперь многие из них перебираются на птицах в отдаленные регионы страны, которые раньше были негостеприимны для обоих видов.
Различные исследовательские группы прогнозируют массовый рост популяций клещей и комаров в ближайшие десятилетия, а в одном из канадских исследований предполагается, что к 2050 г. уровень заражения вирусом Западного Нила может увеличиться примерно в 18 раз по мере расширения ареала обитания комаров.
Комментарии